Привет! Мы постоянно окружены разными зданиями и сооружениями. Живем в домах, пользуемся мостами, вокзалами и метро, но часто даже не задумываемся, как они устроены и почему именно так. А ведь любовь и знания идут рука об руку: чем больше знаешь — тем больше любишь. И материальная среда превращается в произведение искусства, когда начинаешь понимать её смысл и узнавать историю. А вместе с этим приходит стремление её сохранять и развивать.
Мы сделали этот небольшой маршрут по центру города, чтобы показать, как много удивительных зданий мы часто проходим мимо, не замечая, и как много интересного может рассказать архитектура тем, кто видит её и умеет читать её послания. Конечно, за один раз невозможно полностью освоить этот удивительный язык, но мы будем счастливы, если у нас получится разжечь искру интереса к его изучению.
За создание чудесных иллюстраций мы благодарим Библиотеку и арт-резиденцию «ШКАФ», при поддержке которой получилось реализовать проект «Глазами инженера и художников» вместе с талантливыми петербургскими художницами. Нам было важно сохранить авторское видение, поэтому открытки получились такими разными по настроению и стилю. Каждая работа — уникальный взгляд на архитектуру города глазами его творческих жителей.
Библиотека и арт-резиденция «ШКАФ» — это центр книжной культуры и лаборатория современного искусства в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Площадка работает в четырех направлениях: литература, архитектура, визуальные и исполнительские искусства. Фокус работы ― проведение резиденций для творческих людей со всей страны и зарубежья.
Ваша обратная связь очень важна для всех участников этого проекта! Поэтому не стесняйтесь, пожалуйста, делиться отзывами, отмечать наших авторов и партнеров, ставить хэштег #глазамиинженера.
Вы можете пройти этот маршрут вместе с аудиогидом
на izi.travel: https://izi.travel/ru/browse/039d4436-7753-452c-adb6-2bcd58b5325b
Площадь Льва Толстого. Здание доходного дома В. М. Корзинина
ул. Льва Толстого, 1-3
Иллюстратор: Юлия Гонибесова. Акварель, линер.
Вы можете найти все открытки в коворкинге Ясная Поляна (пл. Льва Толстого, 1-3, этаж 3). А если решите остаться здесь на пробный рабочий день, то по промокоду «ЯСНО В ПОЛЯНЕ» вам вручат эксклюзивный подарок.
Элегантный фасад дома В.М. Корзинина сегодня несколько теряется на фоне ярких домов Чубакова и Розенштейна. Однако именно это здание первым появилось на площади и долгое время было главной архитектурной доминантой района. Зодчий Павел Мульханов, создавший его, спроектировал всего более 80 (!) домов в Петербурге, почти половина которых расположена именно на Петроградской стороне.
Дом интересен и своей П-образной формой, и сложным убранством: лицевые фасады выдержаны в стиле эклектики, при этом каждый этаж выделен наличниками различных видов. Наружная отделка дворовых фасадов намного скромнее, и это традиционное решение для многих доходных домов Петербурга. Помещения во внутренних флигелях предназначались для прислуги или дешевой аренды, поэтому владельцы не особенно заботились об их красоте.
Угловые части здания украшены эркерами, луковичные главки которых были утрачены в ходе пожара в 80-х. Остальные исторические части были восстановлены, а в парадных до сих пор можно найти сохранившиеся витражи. Само здание долгое время принадлежало Александру Мусину-Пушкину, который сделал его большим культурным и коммерческим центром. Например, инженер Владислав Карпинский открыл здесь свою фирму по производству первых фильмов. Кстати, само кино сильно повлияло на архитектурный облик Петербурга, и об этом мы рассказываем на экскурсии про архитектуру кинотеатров.
Петропавловский мост. Первый жилой дом Ленсовета
Набережная реки Карповки, 13
Иллюстратор: Анна Черноскутова, акварель, графика.
Жилой дом Ленсовета построили в 30-х годах специально для партийной элиты Ленинграда по проекту архитекторов Евгения Левинсона и Игоря Фомина. Здесь должны были жить самые высшие чиновники с семьями. Здание часто включают в справочники по авангардной архитектуре, но его нельзя однозначно отнести к конструктивизму, т.к. в нем читаются следы переходного периода от авангарда к сталинскому ампиру.
Снаружи — выразительная пластика, динамическая игра объемов, экспрессивные контрасты линий, форм и материалов, но в то же время присутствуют и классицистические детали: вазон, барельефы, карниз. Внутри — самое современное жилищное благоустройство, где кроме комфортабельных квартир, спроектированы пространства для прачечной, парикмахерской и даже солярия. Оригинально и со смыслом организовано пространство двора и придомовой территории. Может поэтому здесь часто снимали кино, в том числе несколько эпизодов фильма «Сестры» Сергея Бодрова.
В доме нет случайных элементов, здесь все продумано и решает определенную задачу. Например, вогнутая форма фасада перекликается с изгибом реки, но и в то же время аккумулирует солнечное тепло в квартирах. Функциональный подход к организации пространства — характерная черта ранней советской архитектуры, подробнее о которой мы рассказываем на экскурсии «Как строить на Петроградской стороне».
Дом Матюшина, «Музей петербургского авангарда»
угол Проспекта Медиков и ул. Профессора Попова
Иллюстратор: Елена Ковалевская. Скетч с акварельной тонировкой. Линеры, акварель.
Вы можете найти эту открытку в ресторане Crispy Pizza (росп. Медиков, 9Б) и по промокоду Peshehod для вас здесь будет скидка 5%.
Двухэтажный деревянный дом с резными наличниками и балконом, колонны которого поддерживают фронтон, выглядит причудливо и сказочно на фоне глухого брандмауэра соседнего здания.
Построенный в середине XIX века, на протяжении всей своей истории он оставался одним из центров культурной жизни города, объединявшим художников, музыкантов, литераторов. Здесь часто бывали К. Малевич, П. Филонов, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников и множество других известных личностей. Сегодня здесь располагается Музей петербургского авангарда.
В 90-е годы пожар уничтожил сруб, а дом отстроили заново по историческим чертежам и фото. Но если вы думаете, что дерево – недолговечный материал, то удивитесь, узнав, что наш город хранит деревянные постройки, возрастом более 300 лет! На экскурсии «Деревянная архитектура Петербурга: от шведской рубки до купола Питерлэнда» мы изучаем удивительные свойства этого материала и эволюцию деревянного зодчества в Петербурге: от бережно сохраненных зданий до современного применения.
Чтобы попасть в следующую точку, сверните с ул. Профессора Попова перед кофейней Time for coffee и пройдите во двор дома совторгслужащих со стороны Театра.Особняк, под аркой.
Кооперативный дом совторгслужащих, Театр.Особняк
Каменноостровский пр., 55
Иллюстратор: Любовь Потапова, бумага, акварель
Ныне привычный для нас облик Петроградской стороны сложился во многом благодаря архитектору Евгению Левинсону. Вы точно видели его работы и наверняка не один раз: это и Дом мод, в котором располагается вестибюль станции метро Петроградская, и упомянутый Первый жилой дом Ленсовета. Примечательно, что архитектор долгое время жил в доме, который сам же и спроектировал. Это здание на Каменоостровском пр., 55 — «Кооперативный дом совторгслужащих».
Ранняя постройка Левинсона выдержана в духе своего времени, являя приметы конструктивизма — лаконичные и сдержанные формы, горизонталь ленточных балконов, низкие арки проезда. Для жильцов были спроектированы квартиры даже с ванными и кухнями — всего 90 квартир, а также общежитие на 80 комнат.
Во дворе дома находится пристройка в форме полуротонды с панорамными окнами: изначально здесь находился клуб-столовая при общежитии — яркий пример проявления советской идеологии в архитектуре, наряду с фабриками-кухонь и домами-коммунами. Сегодня уютное пространство занимают наши друзья — Театр. «Особняк», известный оригинальной эстетикой своих постановок. Например, в лирическом хорроре «Комната Герды» стены помещения становятся полноценным героем действия на сцене. Как это возможно, мы рассказываем на экскурсии «Архитектура как декорация жизни горожанина».
Набережная реки Карповки у Силина моста. Дома 17-27
Силин мост, Каменноостровский проспект, 44/16Б
Иллюстратор: Лена Толунай, акварель, маркеры, акрил на бумаге.
Середина XIX века ознаменовалась мощным технологическим рывком и массой открытий во всех областях науки. Прочный кирпич, новые строительные смеси, удешевление производства стекла и т.д. позволили повысить качество и скорость строительства. Ключевую роль в этом процессе сыграло развитие сталелитейной отрасли и совершенствование способов обработки и использования металлов.
Благодаря повсеместному применению металлоконструкций появилась возможность создавать более высокие, прочные и функциональные дома, арки и металлические фермы для больших пролетов в промышленных зданиях, совершенствовать конструктивные элементы — лестницы, козырьки, балконы, витрины, а также проектировать устойчивые конструкции набережных и мостов.
А знаете ли вы, что Благовещенский на момент открытия был самым длинным разводным мостом в Европе? А Литейный стал первым в мире мостом, освещенным с помощью электричества? Они побили еще много рекордов, о которых можно узнать на экскурсии «Как устроены мосты».
Дом Купермана-Лишневского
Чкаловский пр., 31
Иллюстратор: Даша Усова, цветная линогравюра в 2 доски
Вы можете найти эту открытку в кофейне СВИТЕР (ул. Бармалеева 33).
Активное строительство на Петроградской стороне началось в середине XIX века, когда в город на заработки потянулось освобожденное крестьянство. С ростом спроса на жилье, начинается бум возведения доходных домов, которые вплоть до революции остаются самым распространенным видом городской постройки.
Домовладельцы искали любые способы увеличить жилую площадь. В результате на одном участк строилось несколько флигелей, часто образующих те самые знаменитые дворы-колодцы. Хозяева этой земли пошли по другому пути, выстроив на почти квадратном «мысовом» участке два дома с общей брандмауэрной стеной и одним проездом вовнутрь, при этом снаружи строение выглядит единым. Согласованная застройка крупного участка, распроданного по частям, позволила избежать нерационального использования земли.
Интересны и другие инженерные решения этого дома, увеличивающие его полезную площадь: разнообразные по форме и объемам эркеры, мансардный этаж, башни, боковые ризалиты визуально «заглубляющие» центральную часть постройки. Расположенная рядом церковь Алексия Человека Божия повлияла на выбор стилистического оформления — дом причудливо декорирован в неорусском стиле. Проект разработал Александр Лишневский, известный горожанам оригинальными архитектурными решениями. Среди его самых известных построек — тот самый Дом с Мефистофелем, дом с Совами и архитектурная доминанта 5 углов, дом Ш. З. Иоффа.
Рядом находится еще одно очень интересное инженерное сооружение, но просто так увидеть его с улицы не получится, ведь это — бомбоубежище. Закрытый для свободного посещения и законсервированный подземный объект Гражданской обороны можно посетить в составе экскурсии. Вы узнаете о правилах эксплуатации убежища и необходимых действиях во время часа Х, про ранний советский период и строительство первых убежищ, о военном назначении метрополитена, про подготовку населения к обороне и перспективах использования подземных убежищ в наши дни.
Доходный дом А. М. Эрлиха
ул. Ленина, 52. Музей-квартира Елизаровых
Иллюстратор: Анастасия Черникова, акварель, цветные карандаши
Вы можете найти эту открытку в Музее-квартире Елизаровых (ул.Ленина, 52)
Иногда участки для строительства оказывались очень неудобной формы, и архитекторам приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы рационально использовать всю площадь. Одно из таких интересных решений мы находим в доме архитектора А. М. Эрлиха: многоярусный балкон позволил органично вписать дом в окружающее пространство и отказаться от создания широкого фасада на пересечении улиц, сохранив максимум полезной площади даже от острого угла.
Издалека дом напоминает корабль или замок, и в его эклектичной отделке смешались элементы модерна и классицизма: тяжелые колонны соединяются со стрельчатыми арками, эркеры выделены резными арками и колоннадой, ряды окон украшены символическими портиками и щитами, а ярко оформлены дверные проемы. Необычна и планировка внутренней среды: лестницы расположены только в угловой части дома, а парадные входы с обеих улиц выводят в единый вестибюль, что дает возможность пройти дом насквозь, с одной улицы на другую. До наших дней здание сохранилось не в первоначальном виде: часть лепного декора была утеряна, а мансарду перестроили в полноценный этаж.
В дома Эрлиха в квартире № 24 на третьем этаже проживали М.Т. Елизаров с женой А. И. Ульяновой-Елизаровой и тещей, а в 17-ом прописались еще Ленин и Крупская. Теперь здесь расположен Музей-квартира Елизаровых — превосходный образец бытоустройства петербургской квартиры начала ХХ: сохранилась планировка, мебель, обои, камин и другие предметы быта. А всех, кто хочет узнать больше о том, как строили доходные дом и каково было в них жить, мы приглашаем на экскурсию «Полторы комнаты» в доме Мурузи: экскурсия о трансформации доходных домов Петербурга». Поговорим о том, как строили доходные дома и каково было в них жить.
Доходный дом Н. Я. и Ф. Я. Колобовых
Ленина ул., 8
Иллюстратор: Татьяна Брокар, акварель на бумаге
Вы можете найти эту открытку в кафе Unic (Кронверкская улица, дом 12).
Здание построено в начале XX века по проекту арх. С. Г. Гингера (завершал строительство уже М. И. фон Вилькен). В 1912 году оно было отмечено дипломом на конкурсе фасадов, однако горожане долгое время не одобряли постройку: эклектичное необарокко, с его эффектными колонными аркадами и пышным убранством, посчитали избыточным. Но возмутительно роскошный внешний вид не был одной лишь прихотью владельцев. Все в здании — от планировки до оформления фасадов и лестниц — служило извлечению максимальной прибыли, а изысканный фасад привлекал богатых жильцов.
Наиболее привлекательными считались многокомнатные квартиры, выходящие окнами на южную сторону или проспект. Чтобы таких квартир сделать больше, застройщики шли на хитрости, одну из которых мы наблюдаем в доме миллионеров Колобовых. Глубокий курдонер — парадный двор перед зданием, ограниченный главным корпусом и симметричными боковыми флигелями — и треугольные дворы в переулок позволили увеличить число дорогостоящих «парадных» квартир с окнами на город, а не внутренний двор.
В соответствии с нормами строительного законодательства того времени высота здания считалась в зависимости от ширины улицы. Но в 1890 году в России в жилом доме впервые появился лифт, а значит и возможность строить дома выше. Братья Колобовы заметили, что участок будущего дома находится на пересечении улиц разной ширины и добились разрешения увеличить этажность всех корпусов до пяти (это среднее по улицам), чтобы высота была общая «иначе будет испорчен общий вид постройки».
Тренд на собственное жилье появился не так давно, и в XIX веке большинство горожан предпочитали именно арендовать жилплощадь: тем более, снять можно как огромные апартаменты, так и комнату или даже угол. Возможно, поэтому в европейских столицах того времени средняя годовая доходность дома составляла около 1,5% от его стоимости, а в Санкт-Петербурге — от 8,5% до 15%. Куда же тратить заработанные деньги? Конечно, на новые дома и развлечения! Например, на балы! Заглянуть за кулисы одного из самых блестящих мероприятий в частном доме великосветской дамы можно на нашей экскурсии в особняк Серебряковой.
Доходный дом Э. К. Липгарта
Каменноостровский пр., 16
Иллюстратор: Мария Чечурина, акварель, линер
Доходные дома в Петербурге принято называть по фамилии домовладельца, а по их внешнему виду часто можно определить, какому роду деятельности принадлежал этот человек. Например, большие окна на верхнем этаже этого светлого ажурного «замка» явно намекают на причастность владельца к искусству и даже художественной среде. Действительно, Эрнест Карлович фон Липгарт — академик живописи, популярный декоратор и портретист, хранитель картинной галереи Эрмитажа, пополнивший её шедеврами Тьеполо, Эль Греко и Тициана. Обратите внимание, как изящно вертикаль башни уравновешивает массив мансарды.
Дом спроектировал Василий (Вильгельм) Шауб — один из первых проводников модерна в нашем городе, позднее занявшийся промышленной архитектурой. Всего по его проектам в городе было построено больше 80 особняков, доходных домов и промышленных корпусов. Пожалуй, и Австрийскую площадь стоило бы назвать в честь Шауба: он является создателем её основной композиции и трех домов из пяти. Это чуть ли не единственный пример цельного архитектурного ансамбля в стиле модерн в Петербурге.
И все же в стилистике оформления отчетливо прослеживаются еще черты необарокко и влияние немецкой архитектуры. Квартал кажется будто бы перенесенным из какого-то австрийского городка. Наверняка впечатление было бы ярче, если бы до наших дней полностью сохранились бы все элементы отделки или удалось бы возвести четвертое, завершающее целостность восприятия, здание. Кстати, на нашей VR-экскурсии можно отправиться в путешествие по несбывшемуся Петербургу, чтобы исследовать бумажную и утраченную архитектуру города, узнать о зданиях, которые могли бы, но уже никогда не будут построены.
Доходный дом Г.Ф. Эйлерса
ул. Рентгена, 4
Иллюстратор: Azure mortuum, чернила, акварель
Цветочные узоры, обрамляющие порталы, сандрики и эркер, рельефные и объемные вазоны, растительная стилизация колонн, скульптуры путти (мальчики, символизирующие четыре времени года) — природные мотивы стали основной темой фасадных украшений этого дома неспроста. Владельцем элегантного сооружения был Герман Эйлерс — крупнейший петербургский садовод и торговец цветами, некоторое время заботившийся о растениях во дворце самих Юсуповых на Мойке. К 1890-м годам в Петербурге его усилиями выросла настоящая «цветочная империя»: насчитывалось уже пять торговых точек, в том числе одна на Невском, напротив Казанского собора, и 17 оранжерей. Цветочные магазины Эйлерса упоминали в стихотворениях Маяковский и Агнивцев.
Проект дома разработал сын «цветочного короля» Константин Эйлерс и его зять, знаменитый архитектор Федор Лидваль, значительно повлиявший на облик нашего города. Среди его работ: гостиница «Астория» (совместно с К. Эйлерсом), Малый гостиный двор, здания для финансовых учреждений на Садовой и Большой Морской литейная мастерская Нобеля, а также множество особняков и доходных домов. Во многих своих постройках он предвосхитил тренды времени: в будущем его идеи организации пространства будут применяться при планировке целых кварталов новых районов в городах.
Одним из самых ярких примеров «умного дома» того времени стал Толстовский дом на Фонтанке. Здесь имелись все технические достижения, доступные на 1912 год: лифты, водопровод, котельные, вентиляция, электричество и телефонная связь. Для жильцов даже работали прачечные, бильярдные комнаты и гимнастический зал. Изучить архитектуру и инженерные решения дома, моментально ставшего градостроительным феноменом, можно в составе экскурсии «Как устроен Толстовский Дом».
Особняк С.Н. Чаева
ул. Рентгена ул., 9
Иллюстратор: Наталия Чекотова, акварель на бумаге
Лаконичный изысканный дом на улице Рентгена спроектировал военный инженер Владимир Апышков по заказу генерала, тайного советника и одного из главных строителей Транссибирской магистрали Сергея Чаева. Возведенный в 1900-х, он считается одним из лучших произведений петербургского модерна.
Архитектор изящно обыграл нестандартное пожелание заказчика «не делать темных или даже полутемных коридоров»: пространство сформировано в виде трех цилиндрических объемов, каждый из которых объединяет в общую композицию несколько комнат. Панорамные окна и световой фонарь добавляют освещенности и легкости. Барельефы, панно, венки, фризы, растительные узоры и натуральная отделка облегчают ровную прямолинейность геометрии.
Оригинальная архитектура особняка — бескомпромиссный манифест рационализма — предвосхитила появление авангарда. В XX столетии поиск нового художественного языка, выражающего дух современности, привел к отказу от академических стереотипов в проектировании и классической традиции. Началось исследование выразительных возможностей новейших материалов (металла, стекла, железобетона) и конструктивных решений, эксперименты в области сочетания формы помещения и его функционального назначения, переосмысление роли классицистических элементов и применения фактур.
Гости нашей экскурсии «Решительная диагональ: экскурсия в особняк Чаева на улице Рентгена» могут оценить внутреннюю эстетику здания, его интерьеры и планировку, а также узнать интересные подробности об архитектуре начала XX века, истории дома, его владельца и архитектора.
БЦ «Толстой сквер»
ул. Льва Толстого, 9
Иллюстратор: Оксана Виноградова, акварель
По первоначальному плану на этом участке земли должно было появиться собственное здание для постоянной сцены театра «Лицедеи», единственного в России театра клоунад. Сегодня здесь высится 13-ти этажный многофункциональный комплекс с офисами, магазинами, кафе, театром и сложной внутренней логистикой. Расширение функций и увеличение размера здания поставило перед архитекторами задачу лаконично вписать современный ТЦ в уютные декорации исторчиеской застройки Петроградской стороны и при этом отразить во внешнем виде здания его назначение, сделать его запоминающимся, смешным и ярким, как постановки «Лицедеев». Автором проекта выступило архитектурное бюро «Студия-17», во главе с С.Гайковичем, который также является архитектором здания Библиотеки и Арт-резиденции «ШКАФ».
Выразительное здание бизнес-центра “Толстой сквер» в народе окрестили «дом-щелкунчик». Своеобразный декор и необычная геометрия, и правда, навевают ассоциации с головой сказочного персонажа, скалящегося пилонами входной группы. Подобная причудливая образность была характерна для российской архитектуры в 1990-2010 годах. Современные исследователи характеризуют этот период термином «капиталистический романтизм» (сокращенно — капром).
Эпоха перемен и свободы оставила след на карте России множеством неоднозначных построек. Удивительные и оригинальные, они все же имеют ряд общих черт. Страсть к изгибам, наличие высотных акцентов (башенки, короны, ротонды, шпили, купола), обилие остекления и применение в отделке статусного полированного гранита, эксперименты с пластикой, реваншизм и регионализм — все это сформировало уникальный визуальный код времени, в котором единственным значимым фактором осуществления самого неоднозначного архитектурного эксперимента становился бюджет застройщика.
Петербург меняется на наших глазах, появляются новые здания, целые кварталы и ансамбли. Но кто контролирует этот процесс? В каком направлении развивается современная архитектура города? Сохраняется ли преемственность с исторической частью города? Какие технологии и материалы сегодня наиболее актуальны на стройке? Рассказываем и показываем на экскурсии «Современная архитектура Петербурга, кто и как меняет город», приходите!
Надеемся, вам понравилось наше небольшое путешествие! Вам небольшой подарок за энтузиазм: промокод «ART10» даст скидку 10% на все наши мероприятия. Не забывайте отмечать наши аккаунты @engineer_history_spb и https://vk.com/spbengineer